Читательская грамотность казахстанских школьников падает. Такая ситуация представляет серьезную угрозу для формирования навыков будущих специалистов. Одно из решений – разработка Национальной программы по опыту стран-лидеров. Такое мнение озвучил сегодня спикер Сената Маулен Ашимбаев в ответ на выступление первого вице-министра просвещения Натальи Жумадильдаевой в ходе обсуждения закона по вопросам образования, наставничества и безопасности детей со ссылкой на международные рейтинги. Об этом передает агентство Kazinform со ссылкой на пресс-службу Сената.
Как отметил председатель Сената, читательская грамотность казахстанских школьников падает. Рейтинги международной оценки качества образования ОЭСР PISA последних лет свидетельствуют о значительном отставании успеваемости от сверстников из стран ОЭСР. Такая ситуация, по мнению Маулена Ашимбаева, вкупе с чрезмерным увлечением соцсетями грозит потерей ключевых навыков как для жизни, так и формирования профессионализма.
— В декабре 2023 года мы получили свежие результаты международной оценки качества образования ОЭСР PISA-2022. Удручает отсутствие динамики роста в результатах наших школьников. По некоторым параметрам мы видим ухудшение ситуации. В частности, особо настораживает ситуация с читательской грамотностью: наши школьники отстают от своих сверстников в странах на 3 года. Такая, казалось бы, безобидная категория – читательская грамотность в то же время показывает системные проблемы. Показывает, что сегодня дети больше вовлечены в социальные сети, – выразил обеспокоенность председатель палаты.
В сложившейся ситуации Маулен Ашимбаев обозначил необходимость принятия специальной программы по повышению читательской грамотности. Он также подчеркнул, что результаты исследований – это не просто статистические данные, а инструмент для принятия решений и инструкция к дальнейшим эффективным действиям по решению проблемы.
— Во-первых, в этом направлении нужна специальная программа в рамках Министерства просвещения по повышению читательской грамотности. Во-вторых, получили результаты (прим. — про результаты PISA) и на этом что, забыли? Надо же выводы делать, план дальнейших действий составлять, что-то менять. Поэтому мы ожидаем, что совместно с соответствующим комитетом Сената меры будут обсуждаться, реализовываться. В целом, нужно очень серьезно относиться к результатам такого рода международных исследований. Полученные результаты говорят о необходимости принятия соответствующих мер. Возможно, есть необходимость в разработке Национальной программы по развитию читательской грамотности по опыту стран-лидеров, – подчеркнул спикер Сената, обращаясь к участникам заседания палаты.