Глава государства Касым-Жомарт Токаев принял участие во ІІ республиканском форуме депутатов маслихатов всех уровней. В своем выступлении Президент подчеркнул, что маслихаты так же ответственны за социальное благополучие регионов, как и акиматы. Как изменились маслихаты в ходе политической реформы — в интервью с председателем постоянной комиссии маслихата Алматы, магистром государственного управления Асией Акановой.
— В Астане прошел II Форум депутатов маслихатов всех уровней с участием главы государства. Асия Айкановна, какое значение имеют подобные мероприятия для дальнейшей работы народных избранников на местах?
— Спикеры поднимали как системные вопросы, такие как культурное наследие и самосознание молодежи, идеология «нациестроительства», были отмечены и дальнейшие перспективы, направления изменений государственного управления, в том числе профессионализация депутатского корпуса как элемента практического государственного управления, необходимость внедрения механизмов альтернативного взаимодействия маслихатов и акиматов с населением.
На мой взгляд, участие главы государства однозначно поднимает уровень местной представительной власти. Как отметил президент Касым-Жомарт Токаев, депутаты маслихатов несут большую ответственность перед населением, являясь представителями народа. Он подчеркнул, что требуется более активное участие маслихата в общественной жизни, включая социально-экономическое развитие.
— Президент отметил, как политические реформы отразились на полномочиях и эффективности местных представительных органов. Какие важные изменения вы можете отметить в маслихатах, которые произошли в ходе реформ?
— Согласно социологическим исследованиями, январские события 2022 года показали, что в Казахстане и в городе Алматы существует большая социальная напряженность, связанная с недоверием к текущим институтам власти. Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев неоднократно подчеркивал, что требуется системная модернизация политической системы, в том числе на уровне местного государственного управления и самоуправления. Немаловажную роль в данной трансформации играет гражданское общество и местные представительные органы. Президент определил основой «Справедливого Казахстана» эффективное государство с сильным гражданским обществом. Практической реализацией этой концепции является переформатирование представительной власти, где депутаты всех уровней должны играть активную роль в государственном строительстве.
Учитывая политические реформы, полномочия депутатов расширены, благодаря чему появилась возможность стать реальным рычагом изменений. К примеру, наша профильная комиссия с 2023 года инициировала увеличение заработной платы работникам сферы культуры на 30%, работникам сферы религии на 100%, в сфере общественного развития также на 50%. Акимом Алматы предложения были поддержаны. Однако, мы понимаем, что предстоит еще больше работы. На очереди — решение вопроса социального обеспечения тех же молодых специалистов.
— Если говорить о конкретных изменениях. Например, президент подчеркнул, что в органах представительной власти выросло число женщин. Как изменилась представленность различных категорий населения в маслихатах?
— Хотелось бы отметить, что маслихат города Алматы ежегодно проводит научно-практические и социологические исследования в рамках своей деятельности с целью принятия решений для дальнейшего развития на основе «принципа доказательности». Таким образом, анализ действующего состава маслихата города Алматы показал, что структура маслихата сбалансирована с позиции максимального представления наиболее распространённых страт населения. В частности, представлены граждане разных возрастов, социального статуса, есть представители различных этносов. К примеру, люди с особыми потребностями — 2,4%, соотечественники — 4,8%, многодетные матери — 4,8%.
Кроме того, ретроспективный анализ показал, что структура маслихата Алматы претерпевает изменения, связанные с законодательством в сфере выборов, а также в соответствии с современными тенденциями. К примеру, в VI Созыве маслихат Алматы был трехпартийным, в VIII Созыве уже представлено 5 партий, а также беспартийные самовыдвиженцы. Представлены практически все страты, все возраста и представители всех социальных групп. Это говорит о том, что маслихат как представительный орган становится более инклюзивным, где политический плюрализм становится потенциальной перспективой дальнейшего развития.
— Глава государства отметил, что депутаты должны уметь напрямую взаимодействовать с гражданами и всесторонне информировать общество о своей работе. Президент обратил внимание на серьезные упущения в этих вопросах. Какие решения есть у депутатов?
— Хотелось бы подчеркнуть, что маслихат Алматы проводит большинство сессий в открытом онлайн-режиме, присутствуют аккредитованные СМИ, есть доступные аккаунты в социальных сетях Инстаграм, Фейсбук, Tiktok и YouTube (Maslihat_almaty), ведется регулярный прием граждан.
Принят ряд значимых решений для работы депутатов в рамках концепции «Слышащего государства»: открыты 21 общественные приемные депутатов по одномандатным округам города Алматы, а также внедрена «Карта округов» 21 одномандатных депутатов по их соответствующим избирательным участкам. Это позволяет жителям города беспрепятственно обратиться к депутату своего округа для решения своих проблемных вопросов.
Впервые в маслихате создана служба публичных коммуникаций, введена единица пресс-секретаря. Была внедрена практика оперативных выездов постоянных комиссий с представителями профильных госорганов и районных акиматов по обращениям граждан и по резонансным публикациям в соцсетях. За весь период было совершено 45 выездов. Аппаратом маслихата города Алматы в общей сложности было организовано более 50 приемов граждан на базе общественной приемной маслихата г. Алматы, направлены 544 депутатских запросов.
Депутатский корпус маслихата регулярно оказывает помощь малоимущим, многодетным семьям и другим социально-уязвимым категориям граждан. Для примера, во время ежегодных акций «Дорога в школу» в августе депутаты оказали помощь более 1547 детям из малоимущих и многодетных семей на общую сумму – 34,1 миллиона тенге.
Для работы депутатов нового созыва в рамках концепции «Слышащего государства» был проведен семинар в Академии государственного управления при Президенте РК по г. Алматы на тему: «Современные подходы по усилению роли и потенциала маслихатов». 28 депутатов получили сертификаты.
Тем не менее, можно отметить ряд проблем в части взаимодействия с населением, уровнем эффективности и доверия. Отмечается проблема недостаточного количества исследований, изучающих эффективность и оценку уровня доверия в контексте взаимодействия маслихата с местными исполнительными органами. Отсутствие четких регламентов взаимодействия маслихата с местными исполнительными органами является одной из ключевых проблем недостаточной эффективности маслихата в системе местного самоуправления.
— Глава государства заявил о необходимости планомерно повышать уровень компетенций депутатов маслихатов. Что вы думаете об этой инициативе?
— Практический опыт показывает, что требуется профессионализация и системное повышение квалификации депутатов. С целью расширения инклюзии среди горожан, эффективным проектом было бы создание «Школы молодого политика» и молодежный маслихат, который бы «пилотировал» политические инновационные технологии, а также был кузницей кадров для системы политических госслужащих среди молодых специалистов. Кроме того, опыт западных стран показывает, что «Школа менторства» среди опытных депутатов по обучению молодых коллег обеспечила бы институциональную память и преемственность программ и реализуемых политик, а также обеспечила бы переход на принципы доказательной политики при принятии решений.
Таким образом, отмечается потребность изменения парадигмы взаимодействия работы местного представительного и исполнительного органов в совместном управлении и принятии политических решений по принципу солидарной ответственности. Рекомендации также могут быть использованы не только для дальнейшего научного исследования, но и в практической имплементации при разработке системы «сквозной» ответственности и повышения доверия населения к институту местных представительных органов, что позволит маслихатам стать активным участником в построении «Справедливого Казахстана».
Хотелось бы отметить, что эффективность маслихата как модели местного самоуправления зависит не только от комплекса нормативно-правовых актов, обеспечивающих организационно-правовую и экономическую устойчивость местного самоуправления, но и от правовой грамотности, желания и возможности взаимодействия со всеми стейкхолдерами, включая население, бизнес, государственные органы, научное и гражданское сообщество. Кроме того, требуется работа по формированию политической культуры и грамотности.