Гульнара Аннакулиева: «Туркмены ожидают от визита лидера Казахстана упрощения визового режима, восстановления транспортного сообщения и банковских связей»
На днях состоится официальный визит Главы государства в Ашхабад. Казахско-туркменские отношения развиваются весьма успешно и полностью соответствуют уровню стратегического партнерства. Астана и Ашхабад намерены укреплять всестороннее сотрудничество между братскими народами.
Руководитель этнокультурного объединения «Туркменский общественно-культурный центр Алматы и Алматинской области» Гульнара Аннакулиева поделилась ожиданиями от предстоящей встречи лидеров двух стран.
— В Астане недавно открылся памятник туркменскому поэту-мыслителю Махтумкули Фраги. Одним из пунктов повестки встречи лидеров двух государств станет дальнейший прогресс отношений в культурно-гуманитарной сфере. Как, по-вашему, развиваются культурные контакты между странами?
— В мае этого года в Астане Президент Касым-Жомарт Токаев встретился с секретарями Советов безопасности стран Центральной Азии. При встрече он сказал, что ситуация в центральноазиатском регионе выходит на траекторию устойчивого развития. И установление в столице Казахстана памятника Махтумкули является одним из признаков этого процесса. В разгар интеграционных процессов в регионе личность Махтумкули предстает не только как значимая фигура в истории и культуре туркменского народа, но и всех народов региона.
Казах может гордиться не только Аль-Фараби, Баласагуни, Яссауи, Дулати, родившимися на территории Казахстана, но и Хайямом, Бируни, Кашгари, Фирдоуси. Также узбек, туркмен, таджик, уйгур, кыргыз имеют полное право гордиться уроженцами средневекового Казахстана.
Махтумкули и Абай являются уже сформировавшимися национальными личностями, поэтами и философами. Но почему казах не может сказать, что Махтумкули является гордостью казахского народа тоже? Почему узбек и туркмен не могут считать Абая своим поэтом?
Пусть дух Махтумкули-Фраги даст импульс и стимул для дальнейшей интеграции всей Центральной Азии, и прежде всего углублению казахско-туркменских отношений.
— В Алматы действует Туркменский общественно-культурный центр. Какие задачи стоят перед ним? Какие работы выполняются?
— Основными целями Центра являются укрепление отношений между Республикой Казахстан и Туркменистаном, народами двух государств, консолидация членов организации, содействие удовлетворению социальных и культурных потребностей. У нас несколько направлений, на которых мы делаем акцент. Все они работают над содействием гражданам их успешной интеграции в реформируемую рыночную экономику, развитием образовательных и культурных программ, содействием развитию экономических и культурных связей между Туркменистаном и Казахстаном.
— Оказывают ли власти Казахстана вам помощь для сохранения туркменами их культуры и традиций в нашей республике?
— Как сказал казахский этнограф Ернар Оразбек, «что касается туркмен, то они, будучи также кочевниками, дисперсно проживающими в одной из великих пустынь мира – Каракум, сохранившие в полном объеме культ коня, культуру всадника-«кентавра», дух и менталитет представителя кочевой цивилизации, в этнопсихологическом отношении очень и очень родственны и, по-человечески, симпатичны казахам. Туркмены Казахстана, являясь полноправными гражданами Республики Казахстан, не имея психологических барьеров в сфере языковой, культурно-цивилизационной, культурно-обрядовой среды, сохраняя свою этноидентичность, объективно вносят свою лепту в дело и идею становления и развития единого казахстанского общества. Туркмены Казахстана, как видим, являются составной частью казахстанского общества, привнося своей самобытной культурой, врожденным чувством кочевнического закала толерантности, открытостью и душевностью особый аромат и настрой в казахстанскую симфонию межнационального согласия, содружества».
Туркмены издревле жили совместно и по соседству с казахами на берегах Каспийского моря. Согласно жизненной легенде, туркмены и казахи роднились между собой. Праматерь адайского рода косай – туркменка Огыл-Менли. Когда старый Косай потерял свою семью при переходе реки Чу, первым к нему пришел его туркменский друг и отдал ему свою молодую дочь. Отсюда этот род называют еще и «турикпен-адай».
Территориальная близость всегда сопровождалась близостью традиций, обычаев, религии, исторических судеб. После размежевания границ в 20-е годы прошлого столетия многие туркмены остались жить в Мангыстау. Часть нынешних казахстанцев туркменского происхождения остались на постоянное место жительства после прохождения воинской службы в Казахской ССР, а также после участия в освоении целины. Были и печальные страницы, когда туркмены избирали местом своего жительства Казахстан после своего освобождения из застенков КарЛАГа. Сейчас в Казахстане проживает много смешанных казахско-туркменских семей.
В трудные 30-е годы ХХ века сотни тысяч жителей Казахстана нашли спасение в пределах Туркменистана, большинство там родились и выросли. Многие вернулись на свою историческую родину, но о жизни в Туркменистане, отношении туркменского народа всегда вспоминают исключительно добрым словом.
Туркмены чувствуют себя уверенно и спокойно в равноправной много-этнической семье народа Казахстана. Сейчас в Алматы обучаются сотни студентов, прибывших из Туркменистана.
Со стороны властей Казахстана нам, как и другим ЭКО, входящим в состав АНК, в деле сохранения туркменами их культуры в нашей республике оказывается огромное внимание через организацию и приглашение участвовать в различных мероприятиях, конкурсах, выставках, обучения языку матери. Председатель Туркменского ЭКО в 2001 году была награждена орденом «Достық» II степени.
— В Туркменистане проживает довольно большая казахская диаспора. Имеют ли они возможность сохранять свою культуру, обычаи, язык? Есть казахские культурные центры, школы?
— Во время визита в Ашхабад в феврале 1998 года акима Алматинской области Заманбека Нуркадилова наш центр заключил договор о творческом сотрудничестве с представителями казахской диаспоры – культурным центром «Елим-ай Туркменистан». Поскольку в Туркменистане нет закона об НПО, наш легитимный Туркменский общественно-культурный центр придал, тем самым, официальность «Елим-ай Туркменистану». Такова сила АНК, ибо она влияет на упрочение культурных
связей не только внутри Казахстана, но и за его пределами. В рамках этого сотрудничества было проведено несколько казахско-туркменских мероприятий. В 1998 году Ашхабад и Алматы стали городами-побратимами. Казахские школы, существовавшие в Туркменистане в прежние времена, в настоящий период, к сожалению, отсутствуют.
— Какие культурные мероприятия проводятся между странами, какие запланированы?
— На одной из встреч Президента Казахстана Касым-Жомарт Токаева в Ашхабаде с тогдашним президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым был отмечен высокий уровень политического диалога между Казахстаном и Туркменистаном, носящий доверительный и открытый характер. При этом, было отмечено, что развитие казахско-туркменских отношений движется по восходящей линии. Было высказано пожелание о поддержке с туркменской стороны создания центральноазиатской «Шенген-зоны», что является отражением чаяний населения о безвизовых поездках в наших сопредельных странах, прежде всего, для привлечения как иностранных туристов, так и самих граждан. Был отмечен неоценимый вклад неправительственных организаций наших стран, каковой является Туркменское ЭКО, объединяющее туркменскую диаспору Казахстана и жителей страны, интересующихся туркменской культурой, в укрепление дружбы между соседними государствами. В связи с этим хотелось бы в будущем совершить поездку в Туркменистан в составе представительной делегации, включающей в себя видных деятелей казахской интеллигенции, творческих личностей, ученых нашей страны. Ведь тяга к такого рода взаимоотношениям, как со стороны населения Казахстана, так и Туркменистана огромная. Тем более, что соответствующее соглашение в свете гуманитарно-культурных отношений между нашими странами подписано президентами наших стран.
В сентябре этого года в Алматы лидеры молодежных организаций стран Центральной Азии, в том числе, Туркменистана, обсудили перспективы развития сотрудничества. Участники отметили необходимость совместных проектов и программ для молодёжи в сфере культуры и образования. К примеру, стоит периодически отправлять молодых педагогов и учёных в соседние страны для обмена опытом. По мнению собравшихся, активное продвижение международного сотрудничества молодежи положительно повлияет на развитие общественной дипломатии.
— На днях Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев посетит Ашхабад. Какое значение придается этому визиту в Туркменистане? Каковы ожидания?
— В Туркменистане представители власти и простые люди очень уважительно относятся к Казахстану. После развала СССР были порваны многие нити, связывающие родственников, друзей по обеим сторонам границы. Поэтому такие визиты горячо приветствуются. Население Туркменистана возлагает большие надежды на визит Президента РК Касым-Жомарта Токаева, ожидая от его результатов налаживания стабильных экономических, образовательно-культурных отношений, упрощения визового режима, восстановления пассажирского воздушного и железнодорожного сообщения, банковских связей.