(на примере кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики юридического факультета КазНУ им.аль-фараби)
Компетентностная модель выпускника (далее – модель выпускника) дает понимание содержания и профиля конкретной квалификации по завершении образовательной программы, в том числе с учетом перспектив развития профессиональной предметной сферы. Модель выпускника служит основным ориентиром при разработке, экспертизе, реализации и усовершенствовании образовательной программы. Так, модель выпускника образовательной программы «7M12301-Правоохранительная деятельность» разрабатывалась согласно Инструкции по разработке компетентностной модели выпускника КазНУ им. аль-Фараби от 2020 г. Модель выпускника образовательной программы «7M12301-Правоохранительная деятельность» представляет собой систему качеств личности специалиста-выпускника высшего учебного заведения как идеальное представление результата деятельности образовательной системы. Она разрабатывалась с учетом структурных компонентов профессиональной деятельности (сфера деятельности; виды и объекты профессиональной деятельности; предмет, цели и задачи деятельности; нормативная основа и требования профессионального сообщества; направления, трудовые функции; должности и уровни квалификации и т.д.).
Цель модели выпускника: создание детализированного профиля компетенций, которыми должен обладать выпускник для успешного трудоустройства по профилю подготовки. Задачи: сделать основным ориентиром при разработке, экспертизе, реализации и усовершенствовании образовательной программы «7М12301-Правоохранительная деятельность»; дать ответы на новые возможности, создаваемые интеграцией производства и науки, и на новые вызовы, обусловленные требованиями рынка труда, глобальными и локальными трендами; отразить современное содержание профессиональной подготовки, ее практическую ориентированность; обеспечение общества высококвалифицированными специалистами, осуществляющими деятельность по защите прав и свобод человека, защите правопорядка и законности в обществе и государстве; предоставление магистрантам широкого спектра компетенции в области правоохранительной деятельности по результатам образовательной программы.
В её разработке участвовали координаторы, разработчики ОП, работодатели и магистранты на основе модели профессиональной деятельности и утверждена методическим бюро факультета и Комитетом факультета по качеству образования.
Основой для разработки компетентностной модели выпускника по направлению подготовки: «7M12301 — Общественная безопасность», являются: Нормативные документы, отражающие требования к содержанию образования в соответствии с направлениями и уровнями профессиональной подготовки (Европейская рамка квалификаций; Дублинские дескрипторы; Национальная рамка квалификаций; государственные общеобязательные стандарты образования); Нормативные документы, отражающие содержание профессиональной деятельности (отраслевые рамки квалификации, профессиональные стандарты, типовые квалификационные требования, должностные инструкции); Документы, отражающие цели и задачи Университета в области образовательной деятельности (Стратегия, миссия КазНУ, внутренние стандарты качества); Аналитические обзоры, содержащие информацию о результатах исследований мировых и национальных трендов в области профессиональной подготовки кадров, исследований рынка труда, исследований удовлетворенноети работодателей и выпускников качеством образования; Заключения по итогам аккредитации образовательных программ, внепшей и внутренней экспертизы образовательных программ; Материалы форсайт-сессий и иные документы и материалы, которые могут быть использованы для выявления компетенций, которые являются востребованными и способствуют повышению личной и профессиональной конкурентоспособности выпускника Университета.
Модель выпускника по направлению подготовки: «7М12301 — Общественная безопасность» включает в себя следующие типовые задачи профессиональной деятельности: защита лиц, общества и государства от уголовных правонарушений, защита от необоснованного обвинения и осуждения, незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина, способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждение уголовных правонарушений, формирование уважительного отношения к праву; формирование и развитие высокого уровня правового сознания и правовой культуры населения; осуществление правоохранительной, правоприменительной деятельности на основе принципа законности, уважение чести и достоинства личности, исследование актуальных проблем правоохранительной и правоприменительной практики, преподавать юридические дисциплины на высоком научно-теоретическом и методическом уровне, создание оптимальных условий для воспитания, обучения, развития и саморазвития личности обучающегося. Направления профессиональных занятий по уровню и специализации навыков в соответствии с видом выполняемых работ:
- участовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей деятельности; осуществление правовой экспертизы нормативно-правовых актов;
- создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующей правоохранительную деятельность;
- юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства, объяснять Национальную стратегию противодействия преступности в ее взаимосвязи с развитием международного права как единого интеграционного процесса;
- обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок;
- определять риски преступной деятельности, а также предупреждение и роль административных мер в деятельности правоохранительных органов в обеспечении безопасности государства и людей, применять меры административного пресечения правонарушений, включая применение физической силы и специальных средств;
- разработка и ежегодное обновление образовательной программы «Правоохранительная деятельность», а также учебно-методического обеспечения учебного процесса;
- подготовка и проведение семинарских и практических занятий, разработка методик проведения семинарских занятий, контроль и оценка результата деятельности студентов;
- организация и проведение научно-практических семинаров, конференции, круглых столов по совершенствованию современного законодательства, регулирующего правоохранительную деятельность; презентовать методы, способы и рекомендации по раскрытию и расследованию уголовных правонарушений.
Таким образом, ориентация образования на компетентностный подход позволяет работодателям определить, насколько эффективно выпускники приобретают навыки принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях правоприменительной практики, взять на себя ответственность за них, грамотно и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, а также выделять другие компетенции, способности, знания и умения выпускников.
Доцент кафедры уголовного права,
уголовного процесса и криминалистики, к.ю.н. Мухамадиева Г.Н.