Массовые открытые онлайн курсы – это феномен, появившийся недавно в онлайн обучении. Первые шаги по созданию МООК предпринимались несколько лет назад.
Терминология «массовый открытый онлайн курс» был предложен двумя исследователями – Брайаном Александром и Дэйвом Кормье в результате работы над курсом «Сonnectivism & Connective knowledge».
На сегодняшний день, МООК привлекает большой интерес со стороны средств массовой информации, а также в высших учебных заведениях. МООК связан с глобализацией и ограниченным бюджетом обучения, что дает многим возможность пройти бесплатно тот или иной курс, который необходим. Это открытый доступ к курсу, средство расширения возможностей онлайн обучения.
В понятие МООК входит несколько терминов, такие как:
а) мassive (массовые) – большое количество слушателей курса со всего мира;
б) оpen (открытый, бесплатный) – любой курс является бесплатным, для любой категории лиц, вне зависимости возраста;
в) оnline (онлайн) – все курсы находятся в режиме Интернета;
г) сourse (курс) – любой курс имеет свою структуру, задачи, цели, которые могут меняться для каждого слушателя.
МООК направлен на:
— поиск решений актуальных проблем онлайн-педагогики;
— развития системы онлайн-образования;
— обсуждение и перспективы развития в становлении «цифровых» университетов;
— выявление и анализ механизмов повышения качества онлайн-обучения.
КазНУ им.аль-Фараби не является исключением в становлении и развитии «цифрового» университета. Он является лидером среди казахстанских университетов по внедрению МООС на открытой платформе OpenEdx. Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, юридического факультета уже имеет несколько МООК по разным направлениям, как для школьников старших классов, так и для студентов, для повышения уровня своих знаний.
МООК включает в себя: возможность расширить понимание влияния онлайн-обучения на трансформацию образовательных и исследовательских процессов внутри своей организации; проанализировать систему профессионального образования; определить ключевые показатели эффективности и перспективы применения открытых онлайн-курсов в своей деятельности; разработать собственную модель внедрения МООК в практику образовательной организации; расширить сеть деловых контактов в области онлайн-обучения.
Каждый человек из любой точки земного шара будет иметь возможность получить знания по курсу, разработанными ведущими преподавателями Вуза, педагогами, лучшими практиками.
Следует отметить, что на сегодняшний день МООК еще не идеален, есть некоторые моменты упущения или разочарования, но при этом имеются определенные результаты, которые можно отметить, как привлечение внимания со стороны учителей, педагогов, которые изъявляют желание создать свой курс для слушателя. На наш взгляд, при Вузах следует привлечь библиотеки, чтобы они участвовали в работе МООК и были движущей силой в использовании и развитии онлайн обучения.
Шарипова А.Б. к.ю.н., доцент
кафедры уголовного права, уголовного процесса и
криминалистики юридического факультета
КазНУ им. аль-Фараби